История возникновения биржи Betfair
В августе 1999 г. для реализации разработанной ранее Эндрю Блэком (Andrew Black) и Эдвардом Рейем (Ed Wray) технологии заключения пари межу игроками и перевода ее коммерческую основу была основана знаменитая компания Betfair. Компания Betfair совершила переворот в мире спортивных ставок, став первой в мире биржей спортивных ставок.
Расскажем сначала об основателе компании Betfair Эндрю Блэке (Andrew Black), который в свои 26 лет уволился с основной работы с целью поиска работы в сети интернет, под впечатлением успеха в то время первых американских интернет-компаний Yahoo! и eBay. Эндрю Блэк тогда еще не совсем понимал, что хочет сделать, но очень хорошо разбирался в интернете, гэмблинге (gambling) и механизме фондовой бирже.
«В один из прекрасных дней мне пришло осознание того, что я хочу сделать. Подумайте о фондовой бирже, где есть товар и его цена. Любой желающий может купить товар или сделать предложение о покупке по своей цене. На виду количество товара и его текущая цена», - рассказывает Эндрю Блэк.
Используя свои знания, Эндрю Блэк решил перенести принцип биржи в мир спортивных ставок, в котором в то время правили букмекерские конторы. Создать биржу, где можно было видеть коэффициенты (цена акций) и количество денег для заключения пари по этим коэффициентам.
В 2000 году была основана биржа, которая изначально предназначалась только для узкого круга игроков букмекерских контор и специализировалась на on-line ставках и не имела себе равных. Единственным конкурентом Betfair в то время являлся Flutter, но механизмы Betfair оказались более передовыми.
Flutter представлял из себя организацию профессиональных игроков, которые делали ставки друг против друга и выступал арбитром в этих спортивных пари. Принцип тот же самый, но пари заключались между игроками Flutter. Концепция Betfair строилась на основе фондовой биржи, где ликвидность(денежный оборот) торгов была одним из ключевых факторов. Клиента Betfair не должно было беспокоить кто именно примет его ставку. Биржа Betfair внесла серьезные изменения в английский и мировой рынок спортивных пари. В итоге появилась новая категория игроков трейдеров, которые используя динамику движения торгов, могли заработать еще до начала матча.
Уже спустя несколько месяцев после начала работы биржи Betfair, компания Flutter признала, что подход компании Betfair более передовой и вскоре сама начала работать по концепции Betfair. В то время компания Betfair стремительно привлекала новых клиентов, несмотря на то, что с самого начала создавалась для профессиональных игроков. В силу этого после года конкуренции Flutter поняли, что не могут конкурировать с компанией Betfair и им лучше объединиться. В итоге в декабре 2001 года произошло слияние компаний, которое помогло Betfair окончательно укрепить свою лидирующую позицию, тем более что в компанию пришло около 20 миллионов фунтов.
Большую роль в стремительном развитии Betfair сыграла очень грамотная PR-политика компании. Главной задачей компании в начальный период было проведение рекламных акций с минимальными затратами денег. Одной из самых известных PR акцией проводимой Betfair стала акция по панихиде букмекерских контор на Russel Square (площадь, которая находится в Лондоне в районе Bloomsbury) в день скачек трехлетних лошадей в городе Epsom (город на юго-востоке Англии), главных скачках Великобритании. Работники Betfair заказали гроб, переодели людей в грязную и затертую одежду с сигарами, напоминающих букмекеров и среди людей, наблюдавших за этим событием, распространяли листовки с содержанием такого рода: «Закройте Betfair, иначе они убьют букмекерский бизнес». Конечно, после такого события средства массовой информации еще долго писали о новой бирже Betfair.
В конечном итоге пресса сыграла огромную роль в успехе компании Betfair в начале становления. Компания Betfair изначально специализировалась на лошадиных скачках. Поэтому в начале они стали партнерами газеты «Racing Post», которая публикует по сегодняшний день данные о скачках. В результате чего подписчики газеты «Racing Post» смогли размещать через сайт Racing Post ставки на лошадиные скачки. Полученная прибыль распределялась между обеими компаниями. Компания Betfair размещала рекламу и спонсировала ипподромы и скачки. Использовала зачастую не совсем чистые маркетинговые ходы. Так, например, букмекерам предлагали хеджировать (страховать) их ставки. Для выхода на рынок ставок на спортивные события компания Betfair стала спонсором нескольких футбольных команд в Английской Премьер Лиге.
Также стоит отметить, что в Англии для on-line игровой индустрии используется льготное налогообложение. Поэтому Betfair в отличие от букмекерских контор не платит налог на валовую прибыль.
Компания Betfair поняла, что основным ключом успешного рынка является увеличение шансов принятия размещенной ставки (увеличение ликвидности рынка). Используя механизм фондовой биржи компания Betfair предоставила игрокам некую платформу для балансирования спроса и предложения ставок, в основе которой лежат следующие принципы:
- создание рынков с высокой ликвидностью, благодаря ограничению количества спортивных событий. Маркетинг, направленный на игроков делающих большие ставки;
- взимание комиссии не с валовой, а только с чистой полученной прибыли на рынке, что приводит к появлению трейдеров (посредников), которые ставят огромные суммы денег для получения небольшой прибыли;
- предоставление различных бонусов и скидок, проведение промо-акций для игроков, оперирующих большими деньгами.
В последнее время биржа ставок Betfair пользуется большой популярностью у жителей стран СНГ. Сайт Betfair.com переведен на различные языки мира. Пополнение и регистрация счета не вызывает никаких затруднений, используются популярные и удобные методы оплаты (Webmoney, кредитная карта, Moneybookers(Skrill), Western Union, банковский перевод, Neteller, PayPal, ClickAndBuy, чек).